28 февраля 2012 г.

Что такое темари

Хотя, наверное, все мои ПЧи так или иначе знают, что такое темари, тем не менее, вопрос этот периодически приходит ко мне, так что я решила собрать всю информацию в одном месте. Быть может и найдется что-то новое, что вы еще не знали о темари.

Что такое темари? Темари - это вышитые нитяные шарики, древнее японское рукоделие.

История темари насчитывает много столетий, а началась она с других мячиков - кемари. В отличие от темари (ручной мяч), кемари - мяч ножной. С ним играли в игру, похожую на современный хаки-сак, и игра эта была весьма популярна среди японской знати и императорского дворца.

Конечно, японские дамы не могли обойти своим вниманием такое развлечение и придумали для себя темари. Они вышивали темари шелком и блестящими нитками, соревнуясь в мастерстве и устраивая целые конкурсы на лучший шарик-темари.

Долгое время, темари оставались исключительно искусством знати. Только в 19 веке вместе с расцветом технологии, когда шелковые нитки стали доступны более широким слоям населения, начался и расцвет темари. С тех пор практически каждый регион Японии развил свои характерные орнаменты и стиль шариков темари.

Не следует забывать, что темари придумали, прежде всего, как мячик для игры, не смотря на тонкие красивые узоры вышивки на нем. В настоящее же время, темари приобрел более декоративную функцию. Сейчас это прежде всего памятный подарок и оберег, ведь каждый узор темари несет в себе определенный смысл и пожелание.

До сих пор существует, и довольно распространен, обычай дарить темари на Новый год. Считается, что проснувшись в первое утро Нового года, нужно обязательно посмотреть на что-то красивое, чтобы удача сопутствовала весь год. Поэтому матери в новогоднюю ночь кладут на подушку своим детям темари, чтобы это было первое, что они увидят, проснувшись утром. Часто под обмотку таких темари кладут пожелание, но написанное в нем озвучивать не принято.

Существует Международный день темари, который празднуется 22 октября.
Каждый год к этому дню выбирают темари-символ, и вот уже второй год под ряд, конкурс выигрывает темари от девушки-россиянки :)

8 комментариев:

  1. Очень интересно! А где-нибудь можно посмотреть эти шарики-победители и на эту девушку из России?

    ОтветитьУдалить
  2. Вот блог празднования Дня темари:
    http://international-temari-appreciation.blogspot.com/
    В шапке блога, как раз и висит шарик-победитель этого года, а если полистать этот блог, то там будет победитель и прошлого года.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень познавательная статья.Я только сегодня маме рассказывала о том, что на мой блог подписан удивительный человек, который делает темари, и она спросила, что это такое?Захожу вечером в блог и вижу твой пост)
    Спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рада, что вам с мамой пришелся по душе мой пост. В свое время мне пришлось собирать информацию по крупинкам, да и потом трудно было все свести в удобочитаемый вид. Очень приятно, когда твою работу ценят :)

      Удалить
  4. Хороший пост, спасибо! Темари еще и на свадьбах дарят, видела на фото в инете.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Рая! Да, теперь, когда ты сказала, я тоже вспомнила об этом. Раньше еще был обычай, мама дарила темари дочери, когда та выходила замуж и покидала родной дом, чтобы с ней всегда оставалась его частичка.

      Удалить
  5. Считается, что проснувшись в первое утро Нового года, нужно обязательно посмотреть на что-то красивое, чтобы удача сопутствовала весь год.
    - какая красивая легенда :) Спасибо за разъяснения, мне всё было невдомек, зачем они, эти темари?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бывает по всякому :) Я например люблю держать темари в руках, перебирать их и гладить - для меня это совершенное тактильное удовольствие. Кто-то использует, как декор для дома. Несколько темари у меня купили действительно для детей, если шарик без металлика и бисера, его можно давать даже очень маленьким.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...